Kamrad.ru

Go Back   Kamrad.ru > Искусство > Литература

Reply
 
Thread Tools Display Modes
Old 06-01-2003, 20:45   #1
Джей
Камрад
 
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
О справедливости

Это подзаголовок "Государства" Платона.
Платон понимал под справедливостью "то, что в интересах лучшего государства".
При этом справедливо, если есть классы и каждое сословие занимается своим делом. Можно сказать, справедливость по Платону есть не свойство людей, а свойство государства.

Интересно, это его оригинальные идеи, или продолжение идей каких-то предшественников?
И кто еще предлагал концепции справедливости?
И как вы понимаете справедливость?
Джей is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 06-01-2003, 22:06   #2
Rodion Larra
Камрад
 
Join Date: сен 2002
Сообщений: 374
....

Last edited by Rodion Larra; 12-06-2007 at 02:47.
Rodion Larra is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 10:32   #3
acefal
Камрад
 
Join Date: авг 2002
Location: нПУЛЧБ
Сообщений: 390
Rodion Larra
Справедливо, то, что на данный момент тебе кажется истинным. То есть, когда ты поступаешь в соответсвии со своей правдой. Когда поменяется истина, поменяется и "справедливость". То есть, опять - всё относительно и зависит друг от друга
Мне кажется, что не стоит путать правду и истину.
Истина си речь источник. Источник , как точка, при подходе к которой линейность логики сворачивается и рвётся. Истина всегда лежит в ложе противоречий. Истина лежит за границей между понимаемым и не понимаемым. Истина не зависит от субъективного восприятия (хотя и лежит внутри него).
Правда - лишь вектор, логическая линия между двумя точками. Правда всегда субъективна.
Множество правд всегда имеют один источник - одну истину.
Справедливость = с правдой. Править, направлять, управлять, выправлять . . . отсюда и связь с государством.
acefal is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 17:49   #4
Джей
Камрад
 
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
acefal
Может, немножко в сторону вопрос. Но почему ты убежден в существовании объективной истины? Истина = источник, то есть это всё явление, в полноте, со всеми возможными формами проявлений, это было бы понятнее. Но истина = точка?
Этимологические объяснения всегда занятны, но ничего не доказывают, и совпадение корней в словах правда и управлять - тоже.
Rodion Larra
Читала 10 книг, когда у нас была философия. Сейчас смотрела 7-ю, "Пещеру".
Джей is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 18:04   #5
Crim
Прелесть
 
Crim's Avatar
 
Join Date: мар 2002
Location: oбщежитие.
Сообщений: 282
Можно сказать, справедливость по Платону есть не свойство людей, а свойство государства
В идеале. Людям самим ничего доверять нельзя.
Crim is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 18:30   #6
acefal
Камрад
 
Join Date: авг 2002
Location: нПУЛЧБ
Сообщений: 390
Джей
Но почему ты убежден в существовании объективной истины?
Тык о том и говорил, что истина объективной быть не может. Но она и не субъективна. Она за. Но из неё всё истекает. Отсюда и образ точки (в чисто математическом понятии, как не имеющей измерения). Продолжая параллель с математикой, приведу пример с аксиомами: аксиома недоказуема, но является отправной точкой для всего остального. Мне показалась забавной мысль Rodion Larra об изменчивости истины. Даже если принять за точку отсчета субъект, то субъект этой истиной в конце концов и является, но не как не его представления.
Кстати, если мы дошли до точки, значит мы дошли до истины .
acefal is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 19:14   #7
Джей
Камрад
 
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
acefal
А ведь наборы аксиом могут быть различными. Собственно, это продукт договоренности. Можно сказать то же самое об истинах?

По Гераклиту, вещь - объединение своих состояний. Соответственно, несправедливое и справедливое, доброе и злое - одно и то же, разные стороны, которые не могут существовать друг без друга. Для Бога всё истина и всё справедливо, а несправедливость выдумали люди от непонимания.
Джей is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 19:40   #8
Rodion Larra
Камрад
 
Join Date: сен 2002
Сообщений: 374
....

Last edited by Rodion Larra; 12-06-2007 at 02:47.
Rodion Larra is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 19:42   #9
Rodion Larra
Камрад
 
Join Date: сен 2002
Сообщений: 374
....

Last edited by Rodion Larra; 12-06-2007 at 02:47.
Rodion Larra is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 20:04   #10
Джей
Камрад
 
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
Rodion Larra
Значит, Спиноза в этом следовал Гераклиту. Потому что Для Бога всё справедливо - цитата.
Джей is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 20:04   #11
acefal
Камрад
 
Join Date: авг 2002
Location: нПУЛЧБ
Сообщений: 390
Джей
Мне кажется, мы просто жонглируем "ловушками для смыслов".
Для меня Истина - понятие абсолютное, а правда - относительное. В этом ракурсе, аксиома - это правда .
Фраза:
Для Бога всё истина и всё справедливо, а несправедливость выдумали люди от непонимания.
лично для меня вообще никакого смысла не имеет, так как в моём понимании Бог и есть Истина. Как солнце - источник света. А вот тени, которые неизбежны при направленном свете, и порождают понятия, подобные справедливости и несправедливости. Собственно, НЕПОНЯТЬ - значит НЕПРИНЯТЬ. А НЕПРИНЯТЬ - значит СОХРАНИТЬ часть себя. Несправедливо всё, что разрушает внутреннюю целостность.
Кстати, я уже давал здесь парадоксальный (на первый взгляд) ряд:
Люцифер - несущий свет.
Во многих мифах о сотворении мира, упавший Бог являлся носителем как жизни так и знания. Так что как раз свет знания несет несправедливость .
acefal is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 20:33   #12
Rodion Larra
Камрад
 
Join Date: сен 2002
Сообщений: 374
...

Last edited by Rodion Larra; 12-06-2007 at 02:47.
Rodion Larra is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 20:47   #13
acefal
Камрад
 
Join Date: авг 2002
Location: нПУЛЧБ
Сообщений: 390
Rodion Larra
Все поступают по-своему, все думают, что знают, что такое правда, а что такое истина. Для человека светлого - это одно и то же.
А ведь Раскольников саму старуху Смерть своим топором раздвоил, а легче не стало. Наоборот - тут то настоящая жизнь с её болью и БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬЮ тупиковой и началась.
Не видел я еще такого человека, кто сказал бы мне, что знает истину. И совсем удивительно мне, что есть люди, для кого истина то же, что и правда. Типа, по понятиям живут ?
acefal is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 07-01-2003, 21:49   #14
Rodion Larra
Камрад
 
Join Date: сен 2002
Сообщений: 374
....

Last edited by Rodion Larra; 12-06-2007 at 02:47.
Rodion Larra is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 08-01-2003, 20:10   #15
acefal
Камрад
 
Join Date: авг 2002
Location: нПУЛЧБ
Сообщений: 390
Джей
Для Бога всё истина и всё справедливо, а несправедливость выдумали люди от непонимания.
По сути, это уход от ответа на вопрос. В абсолюте всё не имеет смысла. Кстати, и ПОНИМАНИЯ в абсолюте не существует. Наверное, если есть слово КОШКА, значит может быть и такое животное (только вот не знаю, существует ли кошка в абсолюте ). Безусловно, СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это человеческое понятие, но существуют ли понятия нечеловеческие? Мы уже не раз с Вами спорили по поводу относительности мировосприятия. (Две сестры). Если поднести к руке огонь - БУДЕТ ожог. И тут абсолют или субъективное восприятие не помогут. Так и с несправедливостью: можно закрывать глаза, и внушать себе, что это только от недоразвитости собственного мировосприятия, но психология человека та же кожа - будет ожог. Можно ли жить, не воспринимая несправедливость? - Легко. Но не к себе .
acefal is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Old 09-01-2003, 15:48   #16
Джей
Камрад
 
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
Вернемся все же к справедливости.
Платон и Аристотель рассматривали справедливость не только как свойство государства, но и в обычном смысле, по отношению к людям.
Справедливое распределение прибылей или почета может быть арифметическим (всем поровну), или пропорциональным (соответственно заслугам).
Арифметический способ, означающий отсутствие привилегий, лежит в основе демократии.
Государство, являющееся справедливым в понимании Платона, не использует арифметический способ. Собственно, и пропорциональный не использует. Распределение благ основано на классовой принадлежности.
Таким образом, справедливое по Платону государство не использует "справедливых " способов распределения. Как же так?
Джей is offline   Дневник [Ответить с цитированием]
Reply

Thread Tools
Display Modes

Posting Rules
You may not post new threads
You may not post replies
You may not post attachments
You may not edit your posts

BB code is On
Smilies are On
[IMG] code is On
HTML code is Off

Forum Jump


All times are GMT +3. The time now is 12:44.


Powered by vBulletin® Version 3.8.12 by vBS
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions Inc.
Любое использование материалов сайта
возможно только с разрешения его администрации.