![]() |
![]() |
#1 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
|
Время в литературе
Кажется, что в литературе, которая создавалась в позапрошлом веке и, частично, в прошлом веке, присутствовал вектор времени.
Он соединял прошлое с будущим. Время было линейным, и даже равномерным, а события соединялись последовательно. Будущее, мечты, прогресс.. 19 век был прекрасно оптимистичен и нацелен в будущее. Тогда появилась и фантастика - книги о грядущем. В новой литературе времени нет, или оно сложное, параллельно соединяющее события, состоящее из запутанных обрывков. Всё - в настоящем. То, что было, и то, что будет - происходит разными способами и одновременно. Анахронизмы уже не удивляют. См. Маркес, Борхес, Липскеров, Саша Соколов... О будущем речи нет, будущее тоже часть настоящего. Но такое настоящее нереально. И в поисках реальности те писатели, которые её жаждут, обращаются к прошлому. И фантастика, взгляд в будущее, тоже превращается в фэнтези, обращение к прошлому. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#2 |
Незлопастый Брандашмыг
Join Date: сен 2001
Сообщений: 1,343
|
Настоящее настолько бурно развивается, что не успеваешь следить за ним, куда уж в будущее смотреть. Да и человечество занято более "приземленными" проблемами. Засаживание Марса сливами отложили до неопределенного времени, физики не спешат открывать сверхсветовые скорости. Вот космическая SF понемногу и увядает. Взгляд авторов опустился с небес на землю, и пишут о "земном" будущем.
ЛО ![]() |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#3 |
Камрад
Join Date: июл 2002
Location: МосВаг
Сообщений: 93
|
Джей Вспоминается "Гамлет": порвалась связь времён. И последняя книга Боконона.
Похоже, тема внутренне связана (теория относительности, психологические доктрины) с самовозрастающим логосом. Напоминает историю о Хичкоке, популяризовавшим " множественную личность". С полгода назад попалась чудесная глубоко ПЕССИмистическая книга "Конец науки" и вторая, Элвина Тоффлера "Шок будущего". Позвплю себе процитировать из Тоффлера. "Никто - даже самый блестящий из ныне живущих ученых - в действительности не знает, куда ведет нас наука.< ... >Мы находимся в поезде, который набирает скорость, мчимся по пути, где стоит неизвестное количество стрелок, ведущих к неизвестным пунктам назначения. В кабине паровоза нет ни одного ученого, а у стрелок могут оказаться демоны. Большая часть общества находится в тормозном вагоне и смотрит назад". А в будущее, кроме Верна, заглядывали и такие мизантропы, как Уэллс со Шпенглером. Что касается фантастики, похоже, выжила этическая ( о том, чего мало теперь в "первичной реальности") и боевая (полуосознанные ожидания - чего бы хотелось автору и потенциальному читателю). |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#4 |
Камрад
Join Date: июл 2002
Location: Москва
Сообщений: 45
|
Странные вы люди, ну чем вам нынешний век-то не нравится ?
Проблемы были всегда и в любое время, так что-то все в общем и целом нормально. Постоянно находятся люди, которые считают что вот в прежние время было лучше, а ведь в прежние время тоже были те, которые полагали, что еще раньше было еще лучше и т.д. Если следовать этому подходу, то хорошо вообще никогда не было, точнее было, но давным-давно, в Раю и вообще это неправда. Что, когда-нибудь кто-нибудь знал куда наука может привести ? Никто, так что сравнение с поездом не уместно, т.к. это не есть отличительная черта нашего времени. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#5 |
Камрад
Join Date: июл 2002
Location: зеленая зона "кипучей могучей"
Сообщений: 999
|
Джей См. Маркес, Борхес, Липскеров, Саша Соколов...
О будущем речи нет, будущее тоже часть настоящего Ой, даже не знаю. Ну, наверное, не стоит смотреть на современных авторов с баррикадной близости, как смотрели в свое время большевики на Толстого (отвергая его за то, что он толстовец), на Чехова, ругая его за то, что у него не было революционного мировоззрения. Ведь мы любим Тютчева, не думая о том, что он монархистом был, или любим Эсхила, не думая, что он был рабовледельцем...Это я об эклектичном подходе, то есть об "отборе". Начало 19 века - творческое преобразование европейской культуры (движение вглубь) в произведениях Пушкина, лермонтова. Начало 20 века - насыщение еще более глубинное - русский модерн, Станиславский, Блок. Затем революция - и культура движется вширь, поскольку - среди невежественного пролетариата и крестьянства. Наверное, сейчас мы на пути новой полосы распространения культуры вглубь: авангард. То есть массовая культура опирается на "наше наследие" прошлого, и авангард, демонстративно от него отталкиваясь, на самом деле тоже на него опирается, только на иные его традиции. Вообще настоящее - оно всегда эклектично, то будущего ему не хватает, то прошлого слишком много. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#6 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Сообщений: 37
|
Джей
Кажется, что в литературе, которая создавалась в позапрошлом веке и, частично, в прошлом веке, присутствовал вектор времени. Он соединял прошлое с будущим. Время было линейным, и даже равномерным, а события соединялись последовательно. Вектор времени действительно присутствовал, но равномерного времени в литературе не существовало никогда. Иначе пришлось бы описывать все события (что-то вроде "проснулся-умылся-позавтракал" и т.д. до самого вечера), а литература, впрочем, как и человеческая память, отмечает только значимые события. А что касается "настоящего-будущего", то возможно - это просто свойство языка (и мышления). Будущее время всегда расценивается как возможное, но не обязательное. Если писатель хочет уверить читателя "в реальности" происходящего, то даже самое отдаленное будущее выглядит в романе как настоящее или, что еще чаще, прошлое. Это подтверждается и синтаксисом: ни одно из известных мне литературных произведений не написано в будущем времени; редко - в настоящем; как правило - в прошедшем. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#7 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
|
Я имела в виду не в целом литературу, а отдельную книгу... может, надо было так тему и назвать.
В книгах Сервантеса или Толстого время движется от прошлого к будущему. Да, может быть, не совсем равномерно, но это маскируется. А в книгах Маркеса или Липскерова время движется по спирали. А у Сорокина, например, в "30 любви" - внутреннее движение времени назад во внешней оболочке движения вперед. Мне кажется это характерным для периода. Candiru Похоже, тема внутренне связана (теория относительности, психологические доктрины) с самовозрастающим логосом. Связана. Я сейчас во всех темах пишу об одном и том же - о том, что есть признаки, что мы вступили в новую эпоху. Главный признак - разочарование в логическом мышлении -проявился уже давно. Возрастая, это разочарование отвергает категории логического мышления, такие, как время. Давно уже появилось и разочарование в личностной культуре. Но сейчас я вижу намеки на формирование массового сознания. Кажется, массы осознали, что они массы, а не совокупность личностей. Трудно поверить, что массовое сознание может принести достойные плоды. Но и других путей преодоления кризиса не видно. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#8 |
Камрад
Join Date: июл 2002
Location: Москва
Сообщений: 45
|
Но сейчас я вижу намеки на формирование массового сознания. Кажется, массы осознали, что они массы, а не совокупность личностей.
А можно привести эти намеки ? Да, и когда это массы осознавали себя совокупностью личностей ? |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#9 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Location: Земля
Сообщений: 127
|
А интернет - чем не продукт массового сознания? Или хоть наш форум?
разочарование в логическом мышлении - опять же форум наш - ярчайший пример. ![]() |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#10 |
Камрад
Join Date: июл 2002
Location: Москва
Сообщений: 45
|
А интернет - чем не продукт массового сознания? Или хоть наш форум?
Инет - это продукт, произведенный специалистами, а не массовым сознанием. Массовое сознание лишь использует данный продукт. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#11 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Location: Земля
Сообщений: 127
|
Obelisk да ну? Или ты под интернетом подразумеваешь протоколы и кабели?
|
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#12 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Сообщений: 37
|
Но сейчас я вижу намеки на формирование массового сознания. Кажется, массы осознали, что они массы, а не совокупность личностей.
Да, Джей, пожалуйста, примеры. А то пугаете... Брр... И вообще, массовая культура - культура массового потребления. Но процесс творчества пока что остается личностным. Все постмодернистские игры - именно игры со штампами масскульта, не более. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#13 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Location: Земля
Сообщений: 127
|
TaGar А как быть со случаями коллективного творчества? Не буду говорить о Гонкурах или Ильфе с Петровым, но вот люди знающие говорят, чтоодна наша известная дама-детективщица на самом деле пятерка литработников, многие из которых друг дурга и вовсе не знают.
Или же примеры интерактивных интернет-произведений. До литературы им, конечно, как до неба, но все таки... |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#14 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Сообщений: 37
|
Веселый молочник
Туше. Мне тоже любопытно, как пишут соавторы. Хотя мне, все-таки, кажется, что процесс основан на обсуждении, и каждый вносит что-то свое. А единство стиля достигается профессионализмом и литературным вкусом. И, как правило, число соавторов не превышает двух (даме-детективщице Бог судья). А на примере интернет-произведений видно, как произведение начинает расползаться в разные стороны. Лебедь, рак и щука. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#15 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
|
Obelisk
Я не отвечаю тебе, потому что это трудный вопрос, в чем я вижу намеки на формирование массового сознания. Лучше бы мне было сформулировать... но напишу пока то, что могу. В культуре гуманизма в центре была личность. В России это отозвалось лозунгами типа "Всё для блага человека", "Человек - это звучит гордо". Но сейчас я вижу, что люди сознательно отказываются от своих прав в пользу общности, что они готовы ущемить себя. Сильнее всего это проявляется в Европе. Европейцы давно и настойчиво предлагают уменьшить потребление, сократить личные потребности. Здесь на форуме есть темы про стерилизацию. Я верю камрадам, которые говорят, что готовы пройти ее сами, поскольку это полезно для общества. В книгах всё больше имперских мотивов.. люди согласны отдать свои права, они уже не считают личность высшей ценностью. Да, и когда это массы осознавали себя совокупностью личностей ? Массы никогда не были совокупностью личностей, но члены массы считали себя личностями. Именно поэтому им не нужны были авторитеты. Первый шаг - это осознание себя как массы. намеки на формирование массового сознания. Я подумаю сначала, потом отвечу. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#16 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Сообщений: 37
|
Джей
В книгах всё больше имперских мотивов.. люди согласны отдать свои права Это может быть вызвано и разочарованием в демократии, которая так и остается фарсом, раздражением засильем бюрократии и стремлением отстраниться от политики. А тогда это с одной стороны - стремление передать власть в руки отдельных личностей, а с другой - свидетельство растущей личной изоляции. Требование о сокращении потребления тоже укладывается в эту схему, поскльку рост потребления только усиливает зависимость индивида от общества. И добровольная стерилизация - это попытка самоустранения из истории и нежелание нести социальной ответственности, связанной с образованием семьи и воспитанием детей. Опять же, проявление эгоцентризма. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#17 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
|
Я нашла эссе Маканина "Квази", которое выражает примерно то, что я ощущаю.
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1993/7/makanin.html |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#18 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Сообщений: 37
|
Джей
По поводу "Квази". Первое впечатление - все размышления о конце истории основываются прежде всего на идеализированном представлении о прошлом. "ХАРАКТЕРНЫМ СВОЙСТВОМ МЫШЛЕНИЯ наших далеких предков была, как известно, его цельность: нравственное, эстетическое и познавательное, или, иначе говоря. Добро, Красота и Истина (ищущий Интеллект), — все это в религиозно-мифологическом движении духа состояло в едином сплаве." Позволю себе усомниться. Нашими предками были не только Сократ, Гете и Леонардо. Просто о них мы помним, а безликие массы канули без следа. Да, сейчас для культуры не лучшее время. Но ведь не в первый же раз за историю. Все проходит, и это пройдет. Опять же, время позволяет многое пересмотреть. Литературные течения конца 19 - начала 20 века, презрительно окрещенные декадансом, дали то, что теперь считается классикой. По мне, так "Серебряный Век" русской литературы гораздо плодотворнее "Золотого". А о конце истории и древние римляне горевали. Можешь обозвать меня оптимистом ![]() |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#19 |
Камрад
Join Date: июл 2002
Location: Москва
Сообщений: 45
|
Obelisk да ну? Или ты под интернетом подразумеваешь протоколы и кабели?Веселый молочник
Протоколы, кабели, софт.... да и контент тоже. Все полезное, познавательное и интересное в инете за деньги и создано профессионалами, взять хотя бы библиотеку ACM. А все остальное есть полная чепуха и вот она-то и создана массовой культурой. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#20 |
Камрад
Join Date: июл 2002
Location: Москва
Сообщений: 45
|
В культуре гуманизма в центре была личность. В России это отозвалось лозунгами типа "Всё для блага человека", "Человек - это звучит гордо".
Вроде эти лозунги были про советской власти... ? Неужто при социализме на первое место ставилась личность ? Но сейчас я вижу, что люди сознательно отказываются от своих прав в пользу общности, что они готовы ущемить себя. IMHO: Вообще-то это ведь не так уж и плохо, даже хорошо. Важнее чуствовать себя частью чего-то большого, чем ощущать себя единым и неповторимым пупом земли. Личностей (настоящих) всегда не так уж и много и все ими быть не способны. Если бы были способны, то психологи без работы остались бы. По идее личность должна осознавать то, что другие тоже личности и не испытывать по этому поводу всяческих дискомфортов. А ведь нет, не может она этого, она недовольна действием других, завидует, злится от несправедливости и делает мелкие пакости. Да и не мелкие..... если судить по выходкам людей в западных, вполне благополучных, странах. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#21 |
Верховный Инквизитор
Join Date: ноя 2001
Location: Ногинск
Сообщений: 7,471
|
По поводу времени в литературе...
Как мне кажется, такая тенденция, которую описала Джей, связана с тем, что, во-первых, возрастает информационная насыщенность общества, а во-вторых, ускоряется темп, время доступа (ко всему - к информации, к товарам, к местам). В результате у многих людей возникает ощущение "ускоряющегося времени", причём по оценке некоторых параметров, время, темп жизни ускоряется гиперболически. Естественно, это не может не оказывать своё влияние на искусство, а влиять это может двумя путями - либо "захватывать в свой поток", либо вызывать противодействие. Если взять второй вариант, то именно в противовес "ускоряющемуся" линейному времени и появляются такие сложные приёмы, как "спираль", безвременье и т.д. (надеюсь, я улавливаю суть разговора, так как из перечисленного Джей я читал лишь пару авторов). Таким образом пытаются осмыслить значение времени, и отчасти именно замедлить его ход. Но возможно, что именно ускорение времени, другое отношение людей к нему, и позволило авторам использовать такие смелые операции со временем, не как с объектом научной фантастики, а как с объектом наших ощущений, не боясь быть непонятыми своей целевой аудиторией (что невозможно представить в том же веке 19-м, а не 21-м). Именно такие приёмы становятся интересны читателю и авторам, а не традиционный "взгляд в будущее", и это видно на примере современной фантастики, часть которой уже выходит за рамки фантастики, и лежит в области фантасмагории. ИМХО, тут работает как первый, так и второй вариант, и в результате мы имеем ту ситуацию, которая есть сегодня. То есть разные причины заставляют оперировать не с "настоящим и будущим" (которое, к слову, становится всё более неопределённо, и это тоже заметно на примере НФ-литературы), а с "настоящим", которое оказывается несравненно шире, чем все эти плоские "миры будущего". Вот ![]() |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#22 |
Камрад
Join Date: авг 2002
Сообщений: 37
|
Еще можно сказать, что собственно о природе времени люди задумались сравнительно недавно. Еще в девятнадцатом веке никому и в голову бы не пришло, что время может течь как-то иначе. А вот после появления теории относительности время стало одним из главных объектов интереса и ученых, и философов. То, что раньше казалось простым, оказалось совсем неоднозначным. Художественная литература тоже в стороне не осталась.
|
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#23 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Сообщений: 7,938
|
Тарантул
Всё верно - если исходить из того, что время объективно линейно. Но многие думают, что оно линейно постольку, поскольку мы его таким мыслим. Может быть, эти спирали лучше могут описать время. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#24 |
Верховный Инквизитор
Join Date: ноя 2001
Location: Ногинск
Сообщений: 7,471
|
Джей Но многие думают, что оно линейно постольку, поскольку мы его таким мыслим.
Хм... а как это? ![]() |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#25 |
дваждырожденный
Join Date: фев 2001
Location: Ьщсква
Сообщений: 3,128
|
TaGar Хорошо сказано. С своей стороны могу лишь повоторить, что, на мой взгляд, изменилось не общество, а масштаб восприятия большинства явлений. Тарантул эту мысль хорошо выразил.
возрастает информационная насыщенность общества, а во-вторых, ускоряется темп, время доступа (ко всему - к информации, к товарам, к местам). (и упрощается. Вставил карточку - и готово). |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
|
|