![]() |
![]() |
#1 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
Социальная фантастика
Последние 3-4 недели постоянно натыкаюсь на это словосочетание -- социальная фантастика. Началось все с программы "Разночтения" по "Культуре"... Именно там недвусмысленно сказано: социальной фантастики нынче не пишут. Но почему?
И что уже написано? Интернет подсказывает такое имечко Александр Житинский. События, о которых повествует книга (речь о идет о «Потерянный дом, или разговоры с милордом») — тоже особенные. Как и в предыдущих произведениях (повести “Лестница”, “Снюсь”, “Хеопс и Нефертити” и другие), Житинский ставит своих героев в обстоятельства неординарные, порой фантастические. В данном — улетает ... дом, кооперативный дом. Весенним вечером вместе со своими обитателями он снимается с фундамента и, взлетев ввысь, словно огромный дирижабль, переносится из района новостроек с улицы Кооперации на Петроградскую сторону, к Тучкову мосту. Там и оседает, перекрыв собой проезжую часть старой улочки. С этого момента все персонажи романа начинают существовать в новых условиях, с изумлением осмысливая случившееся и ломая головы над тем, как быть дальше. И, как всегда у Житинского, его абсолютная фантастика разрабатывается затем в мельчайших достовернейших подробностях тем самым “реализмом в широком понимании”, о котором уже упоминалось выше. Кооператоры — так именуются жильцы потерянного дома — это самые обычные люди, из тех, кого увидишь в семье, на работе, в уличной суете. Обычные, но отнюдь не заурядные. У каждого — своя судьба, а за судьбой личной — наша общая судьба, общее наше время. Вот, например, суетящийся, талантливый, но душевно сломленный годами творческого застоя архитектор Евгений Демиле. Он стесняется своей фамилии, давно разочаровался в идеалах, расстался с мечтой создать прекрасное здание, где могли бы жить счастливые люди со всех концов земли, а также не слишком предан семье. http://www.litra.ru/compositions/5971465517685.html А что, кто еще? |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#2 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Posts: 7,938
|
Марина и Сергей Дяченко пишут социальную фантастику. Евгений Лукин. С. Витицкий.
|
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#3 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
> Марина и Сергей Дяченко пишут социальную фантастику.
Дяченко? А что у них в жанре 'социальная фантастика'? Витицкий -- пожалуй, да. Но Дяченко... Смотрел пару сайтов -- в основном, фэнтези... http://www.rusf.ru/marser/books/text/index.htm http://www.fandom.ru/about_fan/f_ukr/enc14.htm |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#4 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Posts: 7,938
|
Из КРОССИНГОВЕР - ОПЫТ "ПЕРЕКРЕСТНОГО" ИНТЕРВЬЮ
(Марина и Сергей берут интервью друг у друга - эксклюзивно для сборника "Варан") http://www.rusf.ru/marser/books/publ/pub17.htm - Что, по твоему, означает термин "социальная фантастика"? А что здесь непонятного? Особенно для человека, прожившего большую часть жизни в советском обществе и сдававшего вначале в мединституте, а потом и во ВГИКе всякие там "научные коммунизмы". Социальная фантастика, ее лучшие образцы - Ефремов, Стругацкие, Оруэлл, Шекли - были для нас оазисом в пустыне цензуры, давали возможность утолить жажду мечте. Мне, однако, более близко то направление "социальной фантастики", которое связано с социальной психологией, то есть исследованием взаимоотношения человека с обществом, изучением связей внутри групп, поколений, этносов. Вот тут наука и литература не противоречат одна другому, а взаимопересекаются, и художественно произведение может стать полигоном, НИИ для проверки какой-то научной гипотезы. Еще более интересна мне связь фантастики с социальной психиатрией, то есть с расширением диапазона исследования не только в рамках "нормы", но и "патологии", с затрагиванием мира кривых зеркал, порочных мотивов, губительных аллюзий. Тут для фантастики снимаются все запреты - с тем только, что настоящая литература всегда ищет путь из тьмы к свету, а не просто эксплуатирует, пусть и талантливо, психопатию автора, его агрессию, его импульс разрушения. Они как раз об этом и пишут в книгах, о "взаимоотношения человека с обществом". |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#5 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
> Они как раз об этом и пишут в книгах, о "взаимоотношения человека с обществом".
Но с каким обществом? С вымышленным. А зачем это придуманное общество и насколько оно достоверно?.. Кстати, подумалось тут -- ведь судя по определению, Мастер и Маргарита тоже социальная фантастика... |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#6 |
Мастер загружания
Join Date: ноя 2001
Location: Voronezh
Posts: 2,053
|
Не знаю, как в литературе, но если коснутся к кино, то к социальной фантастике я бы отнес Куб и Эксперимент. Сорри за оффтопик.
|
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#7 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Posts: 7,938
|
Зереша
Но с каким обществом? С вымышленным. Но тут же хоть и социальная, но фантастика. А если взаимоотношения человека с реальным обществом, то к фантастике не относится. С такой точки зрения социальной фантастики очень много, вот научно-технической мало. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#8 |
Камрад
Join Date: окт 2004
Posts: 585
|
Джей
С такой точки зрения социальной фантастики очень много, вот научно-технической мало Сайнс фикшн в свое время была доминирующей линией фантастики ваабче и, видимо, в какой-то момент, просто надоела. И в смысле социальном, научная фантастика не очень интересна (зачастую, но не всегда), потому что берется отдаленное будущее, которое можно варьировать как угодно. А фэнтэзи многие авторы пишут на поприще "альтернативной истории", и, как приближенная к обычной жизни, она дает более широкое поле деятельности для выражения социальных взаимоотношений, которые мы видим каждый день... Загнула, конечно, но где-то, примерно так))) ![]() |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#9 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
> Сайнс фикшн в свое время была доминирующей линией фантастики ваабче
В какое именно время? И в начале, и в середине прошлого века фэнтези сочинялось, издавалось не меньше. Сегодня -- какой-то непонятный перекос идет... > А фэнтэзи многие авторы пишут на поприще "альтернативной истории" Ну и в каких образчиках фэнтези эта самая "альтернативная история" приближена к обычной жизни? Зачем вся эта героика? Зачем куда-то идти срочно идти, кого-то срочно искать, убивать, уничтожать, разрушать, забираться в другие измерения?.. Конечно, я понимаю, начни Толкиен рассказывать историю о том, как жили-умирали оставшиеся полуросклики после того, как несколько хоббитов покинуло деревню, то вряд ли все эти десятилетия раздавались восторженные писки-визги по поводу и без повода... Кроме того, я не уверен, что иные реальности (к слову, крайне редко сегодняшние писатели и просто писаки выстраивают достоверную картину вымышленного мира) так уж привлекательны. Зачастую они примитивны. Подумаешь, где-то началась война, откуда-то взялись драконы, параллельные вселенные стали мешать нормальной жизни, а кто-то непременно злой решил подчинить мир своей силе. И где-то в глухой деревне непременно найдется один-два-три-четыре-толпа героев, которые начнут затыкать дыры и переписывать историю. Вопрос в том, что с остальными-то?.. О них вообще ни слова. Это ли мы видим каждый день? ЗЫ. Во. Я тоже загнул! |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#10 |
Камрад
Join Date: окт 2004
Posts: 585
|
Зереша
В какое именно время? И в начале, и в середине прошлого века фэнтези сочинялось, издавалось не меньше. Писаласи и издавалась - да. Но после того, как ринулись в космос, народ плотноо подсел на всякую космически-межзвеждную-межпланетную героику. И жрал это тоннами. Что ж поделать, если люди, в зависимости от времени и потребностей, ударяются массово во что-то одно? Теперь перекос снова пошел на фэнтэзюхи))) Зачем вся эта героика? А ты хочешь описания серых будней уборщицы тети Маши??? Так этого добра тоже навалом... Просто, когда погружаешься в фантастические (ударение на слове "фантастические")))) книжные миры, меньше всего хочется обыденности. МНЕ хочется, как раз, героев, красавиц и победных шествий по костям поверженного зла... ![]() |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#11 |
Камрад
Join Date: мая 2001
Posts: 596
|
Фэнтэзи - это не только Властелин Колец. У Сапковского герои не спасают мир, они в нем живут и умирают. Вот как погиб Ведьмак:
Из улицы выперла толпа. Она бежала быстрее краснолюдов. Эту гонку выигрывала жажда убийства. Крики убиваемых сверлили уши, зазвенели цветные стекла в окнах корчмы. Геральт почувствовал, как у него начинают дрожать руки. Одного краснолюда буквально разорвали на части. Другого, поваленного на землю, за несколько секунд превратили в кровавое месиво. Женщину закололи вилами и пиками, ребенка, которого она защищала до конца, просто растоптали, раздавили ударами каблуков. Трое - краснолюд и две женщины - бежали прямо к корчме. За ними гналась ревущая толпа. Геральт глубоко вздохнул. Поднялся. Встал. Чувствуя на себе полные ужаса взгляды Лютика и Вирсинга, снял с полки над камином сигилль, меч, выкованный в Махакаме, в кузнице самого Рундурина. - Геральт... - душераздирающе застонал поэт. - Ладно, - сказал ведьмак, направляясь к выходу. - Но это последний раз! Пусть меня удар хватит, это действительно будет последний раз! Он вышел на крыльцо, а с крыльца уже прыгнул, быстрым взмахом рассек надвое верзилу в одежде каменщика, замахнувшегося на женщину кельмой. Следующему отсек руку, вцепившуюся в волосы другой женщины. Топчущих поверженного на землю краснолюда разделал двумя резкими косыми ударами. И пошел в толпу. Быстро, извиваясь в полуоборотах. Рубил специально широко, на первый взгляд беспорядочно, зная, что такие удары бывают особенно кровавыми и более зрелищными. Он не хотел убивать. Хотел только как следует покалечить. - Эльф! Эльф! - раздался дикий голос из толпы. - Убить эльфа! "Какое преувеличение, - подумал он. - Лютик еще, может, и сойдет, но я не похож на эльфа, как ни крути". Он высмотрел того, который кричал, кажется, солдата, потому что тот был в бригантине и высоких сапогах. Ввернулся в толпу угрем. Солдат заслонился древком копья, которое держал обеими руками. Геральт прошелся мечом вдоль древка, отрубив солдату пальцы. Закружился, очередным широким ударом вызвав крик боли и фонтаны крови. - Пощади! - Расчохранный парнишка с ошалевшими глазами упал перед ним на колени. - Смилуйся! Ведьмак смилостивился, удержал руку, а предназначенный для удара напор использовал для разворота. Краем глаза увидел, как юнец вскакивает, увидел, что у него в руках. Геральт переломил оборот, чтобы развернуться в обратный вольт. Но увяз в толпе. Всего на долю секунды увяз в толпе. И мог только видеть, как на него летит трезубец вил. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#12 |
Камрад
Join Date: апр 2004
Location: Адесса жемчужина у моря
Posts: 8,082
|
Честно говоря мог бы на два-три тома раньше. Умиляет меня в этой литературе как человек например работает наемником в легионе(а это такая вообще работа некрасивая) а потом вдруг рвется спасать незнакомую женщину с ребенком в неравном бою. Что он первый раз эту картину увидел?
|
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#13 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
И пошел в толпу. Быстро, извиваясь в полуоборотах. Рубил специально широко, на первый взгляд беспорядочно, зная, что такие удары бывают особенно кровавыми и более зрелищными.
Да это очень "социально"... Даже комментировать не хочется эту "жвачку". А ты хочешь описания серых будней уборщицы тети Маши??? Так этого добра тоже навалом... Ну насколько обыденен и сер "Волхв" Фаулза, к примеру? Или "Парфюмер" Зюскинда? ЗЫ. Кстати... Жил однажды на свете принц, который верил во все, кроме трех вещей, в которые он не верил. Он не верил в принцесс, он не верил в острова, и он не верил в Бога. Отец принца, король, сказал ему, что таких вещей на свете не существует. Так, во владениях отца не было ни принцесс, ни островов и никаких признаков Бога; и принц верил своему отцу. Но вот однажды принц сбежал из дворца и оказался в другой стране. И в этой стране он с любого места побережья мог видеть острова, а на этих островах странные, вызывающие восление в крови, существа, называть которые у него не хватило духу. В то время, как он был занят поисками лодки, к нему подошел человек в вечернем наряде. - Это настоящие острова? - спросил юный принц. - Разумеется, это настоящие острова, - ответил ему человек в вечернем платье. - А эти странные волнующие существа? - Это самые настоящие, самые подлинные принцессы. - Тогда Бог тоже должен существовать! - воскликнул принц. - Я и есть Бог, - ответил ему человек в вечернем наряде и поклонился. Юный принц изо всех сил поспешил к себе домой. - Итак, ты вернулся, - приветствовал его король-отец. - И я видел острова, видел принцесс и я видел Бога, - заметил ему принц с упреком. Король отвечал непреклонно: - На самом деле не существует ни островов, ни принцесс, ни Бога. - Но я видел их! - Скажи мне, во что был одет Бог? - Он был в вечернем наряде. - Были ли закатаны рукава его пиджака ? Принц вспомнил, что рукава были закатаны. Король улыбнулся. - Это обычная одежда мага, тебя обманули. Тогда принц вернулся в другую страну, пошел на тот же берег и снова встретил человека в вечернем наряде. - Король, мой отец, рассказал мне, кто вы такой, - заявил ему принц с возмущением. - Прошлый раз вы обманули меня, но на этот раз этого не пройдет. Теперь я знаю, что это ненастоящие острова и ненастоящие принцессы, потому что вы сами - всего лишь маг. Человек на берегу улыбнулся в ответ: - Ты сам обманут, мальчик мой. В королевстве твоего отца множество островов и принцесс. Но отец подчинил тебя своим чарам, и ты не можешь увидеть их. В раздумье принц вернулся к себе домой. Увидев отца, он взглянул ему прямо в глаза. - Отец, правда, что ты не настоящий король, а всего лишь маг ? - Да сын мой, я всего лишь маг. - Значит, человек на берегу был Богом? - Человек на берегу - другой маг. - Я должен знать истину, истину, которая лежит за магией! - За магией нет никакой истины, - заявил король. Принцу стало очень грустно. Он сказал "Я убью себя". С помощью магии король вызвал смерть. Смерть стала в дверях и знаками подзывала к себе принца. Принц содрогнулся. Он вспомнил о прекрасных, но ненастоящих принцессах и о ненастоящих, но прекрасных островах. - Что же делать, - сказал он. Я смогу выдержать это. - Вот, сын мой, - сказал король, - вот и ты начинаешь становиться магом. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#14 |
Камрад
Join Date: окт 2004
Posts: 585
|
vvod
Респект! ![]() Хороший пример))) |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#15 |
ДМ 6-й партии
Join Date: мая 2003
Location: М.о.пос.Южный
Posts: 1,139
|
Социальная фантастика! Хммм....
Вот вам пример из моего любимого : "Машина времени" , "когда проснется спящий" это Герберт Уэлсс. И Много много кеик из Стругацких. Это "Малыш", "Обитаемый остров" ,"Град обреченный" (очень интересно) ,"Парень из преисподни" , "Легколи быть богом." Кстати Стругацкие всё ещё пишут. У них много книг по социальной фантастики , они объеденены в серию , помойму называется ГСП-группа свободного поиска , или Далёкая радуга... Кто заинтересовался могу ещё информации дать. И вот ещё , там правда неочень много про социальность но - http://m-e-t-r-o.boom.ru/ Метро , очень интересно. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#16 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
> Кстати Стругацкие всё ещё пишут.
СтругацкИЕ не могут писать, к сожалению. Аркадий Стругацкий умер... Пишут под именем Витицкий. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#17 |
Камрад
Join Date: апр 2004
Location: Адесса жемчужина у моря
Posts: 8,082
|
Пишут под именем Витицкий.
и откровенную фигню. |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#18 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
> и откровенную фигню.
Да я бы не сказал... Повторюсь: творчество одного Бориса Стругацкого (Витицкого) нравится мне больше совместных их книг... |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#19 |
Камрад
Join Date: июн 2004
Location: Донецк
Posts: 46
|
Зереша творчество одного Бориса Стругацкого (Витицкого) нравится мне больше совместных их книг...
Если взять "теорему этики" - то очень мощно, пожалуй действительно получше многих их совместных книг. А "Бессильные " я еще не читал. А еще что-то есть у него? И пошел в толпу. Быстро, извиваясь в полуоборотах. Рубил специально широко, на первый взгляд беспорядочно, зная, что такие удары бывают особенно кровавыми и более зрелищными. Да это очень "социально"... Даже комментировать не хочется эту "жвачку". И почему же не прокомментируешь? ![]() А то, что описано аляповато, так это во -первых перевод, во-вторых Сапковский уже устал к тому времени от своих героев и хотел по быстрее всех убить ![]() |
![]() |
[Ответить с цитированием] |
![]() |
#20 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Posts: 7,938
|
keyduch
А еще что-то есть у него? Вроде больше нет. "Бессильные мира сего" - замечательная книга. Зереша А ты относишь "Волхв" и "Парфюмер" к социальной фантастике? (Я прочитала, наконец, "Парфюмер". Минут за 40. Красиво написанная притча. Популярность того же рода, как у Коэльо. ) Вообще попытки классифицировать книги мне напоминают попытки опознать животных, слепленных ребенком из пластилина. Это собака! Нет, кошка! Нет, у нее уши как у собаки! А усы как у кошки! И т.д. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#21 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
Я прочитала, наконец, "Парфюмер". Минут за 40. Красиво написанная притча. Популярность того же рода, как у Коэльо.
А мне Коэльо не понравился -- я его не понимаю... "Парфюмер", "Контрабас" Зюскинда -- интереснее... "Контрабас" довелось еще посмотреть в исполнении Константина Райкина -- симпатичная вещица... > А ты относишь "Волхв" и "Парфюмер" к социальной фантастике? Не знаю. Под определение подходят... |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#22 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Posts: 7,938
|
Зереша
Коэльо прямым текстом мораль пишет, а больше там ничего и нет, что можно понимать. Под определение подходят... Под определение "взаимоотношения человека с общество"? Ну да, подходит. ![]() Фантастики мало - я про "Парфюмер". |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#23 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
> Фантастики мало - я про "Парфюмер".
Но ведь и на реальную историю "Парфюмер" не очень похож... |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#24 |
Камрад
Join Date: апр 2001
Location: Сибирь
Posts: 7,938
|
Зереша
А что, разве литература должна рассказывать реальные истории? Такое направление есть, и называется реализмом, вот в нем всё должно быть похоже на жизнь. Но литература не исчерпывается реализмом и фантастикой. |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
#25 |
Модератор
Join Date: мар 2001
Posts: 4,747
|
![]()
> А что, разве литература должна рассказывать реальные истории?
Иногда реальные истории выглядят фантастически ;-) |
![]() |
Дневник [Ответить с цитированием] |
![]() |
Thread Tools | |
Display Modes | |
|
|