View Single Post
Old 15-11-2003, 23:06   #8
Master Xelamok
Камрад
 
Master Xelamok's Avatar
 
Join Date: июл 2003
Location: Москва
Сообщений: 1,539
Как и просил камрад r45*Storm перевод. [В квадратных скобках мои собственные примечания]

Фильм Матрица, возможно ближе всех повторил тоже приключенческое, мифическое чувство, что и Звездные Войны (1977). Сценаристы и режиссеры Лари и Энди Вачевски были достаточно умны, чтобы следовать и закончить структуру мифа описанную Джозефом Кэмпболлом, а не просто (как многие другие) едва коснуться поверхности.

Сильнейшим источником в визуализации Матрицы стал Кокаку кидота (1995, выпущенный в США как Призрак в доспехах и основанный на манге Широ Масамуне): перестрелка в лобби отеля в Матрице, почти в точности повторяет кафедральный финал в Призраке, а также подъем оружия в кувырке и каменные колоны разлетающиеся вдребезги. Сцена, где Нео, подвергается процедуре высокотехнологичной акупунктуры, взята напрямую из Призрака. Персонаж в прологе носит солнечные очки такие же, как Морфеус. Основные цвета и внешний вид внутри мира Матрицы похож на Призрака во многих местах (даже Тринити была японкой в оригинальном концепт арте).

Чужой: Воскрешение (1997) еще один из источников для визуализации Матрицы. Кадры с Тринити в первый раз прыгающей с одного дома на другой почти идентичны таким же кадрам с Рипли прыгающей через пропасть в Чужем 4. [от себя добавлю такие же прыжки есть в многих анимешках] “Булет Тайм” выглядит очень похоже на сцену в замедленном действии, где пират стреляет снарядом (создающим волны расходящимися кругами) под водой в Чужого. [цветовая гама этой сцены, тоже похожа на внешний вид Матрицы, тот же зеленоватый оттенок]

Вильям Гибсон создатель жанра Киберпанк и романа Неуромансер (1984) впервые ввел термин Матрица для киберпространства и описал сборище супергероических агентов проводящих время в путешествиях в киберпространстве и реальном мире.

Библиях. также имела большое влияние на Матрицу: самое очевидное из которых это Нео как подобная Христу фигура. На это указывают снова и снова: парень покупающий у Нео контрабандные программы говорит “ Ты мой спаситель, чувак; мой персональный Иисус Христос”. Сайфер (Иуда) подпрыгивает, когда Нео пугает его и восклицает “Иисус!”, Навуходоносор царь из Ветхого завета (который видел плохие сны), имя Тринити отсылка к Святой Троице, и Сион (Zion) Еврейская крепость в Палестине (само слово означает “Идеальное существо Еврейской Нации”) [ кстати, город машин который как говориться в Аниматрице находится на ближнем востоке, и называется 01 (по английски произносится как ЗИРОВАН = ЗИОН)]

Матрица просто наполнена отсылками к Алисе в Стране Чудес: выбор из двух пилюль, хождение за белым кроликом, “падение в кроличью нору”, вход в другой мир через зеркало и так далее.

Фильм Трон (1982) первое визуальное описание “киберпространства”, которое многие люди когда либо видели. Часть заключительных титров вертикальные полоски Японских иероглифов, зеленые по черному. И если проиграть пленку назад это будет выглядить почти в точности как компьютерный код в Матрице (начальные титры Призрака в доспехах также очень в Матричном стиле) [ Кcтати, компьютерные программы представленные как человеческие личности так же присутствуют в фильме Трон]

Часть саундтрека Матрицы (в основном “раздраженная скрипка”) похоже на произведение Стравинского "Весна Священная". Первое пробуждение Нео в реальном мире сопровождается бросающей в дрожь музыкальной аллюзией на хоральную музыку Георгия Лигети (музыка всегда появляющаяся в фильме 2001 Космическая Одиссея, когда мы видим Монолит) Грозная военная музыка играющая когда Нео врывается в охраняемое полицией лобби отеля очень напоминает музыку из Терминатора, когда Терминатор также разносит полицейский участок. [кстати музыка во всех Матрицах значительно напоминает стиль музыки из Терминатора 1 и 2, а вот музыка в Третьем Терминаторе совершенно непохожа на своих же предшественников]

”Игла в шею” очень похожа на компьютерный/человеческий интерфейс из фильма Сатурн 3(1980) или Космос: 1999(1975). (сама идея такого интерфейса бродит в научно фантастических романах с конца 50х годов)

Вачовски были очень удачливы, что смогли достать постановщика боёв из Гонконга по имени ВУ-пинг Юиин, потому что все сцены сражений в сценарии были написаны под влиянием его фильмов. “Женщина бегущая по стене” присутствует в фильме Ву-пинга Siunin Wong Fei-hung tsi titmalau (Железная Обезьяна, 1993, очень рекомендуем)

Фильм Темный Город очень часто приводят, как одно из главных влияний на Матрицу: оба этих фильма задаются вопросом “Что есть реальность” и также там присутствуют множество мужиков в черных кожаных плащах. Но сценарий матрицы был закончен, как говорят братья Вачовски, в Апреле 1996, а Темный Город вышел в прокат в 1998 (сам Темный Город очень много позаимствовал из Бегущего по Лезвию Бритвы и фильмов жанра “Фильм Нуар”, Незнакомцы очень напоминают Иглогорлового из “Восставших из Ада”, с сидящим внутри инопланетянином из “Скрытого”) [кстати, злодеи из Темного Города также называет себя исключительно “мистер такой-то”]

Прежде чем прорваться в Голливуд, братья Вачовски работали в индустрии Комиксов, в частности сценаристами для комикса Бэтмен. Они определенно внесли элементы комикса в Матрицу (одежда Нео часто развивается как плащ Бэтмана) Возможно даже, что Сентенелы это нечто средние между Имперским Разведывательным Дроидом из “Империя наносит ответный удар” и Доктором Осьминогом из комикса Сайдермен. Имя Морфеус также носит звезда из имеющего большое влияние на комиксы 90х годов комикса “Сэндман”.(этот комикс также имеет очень Готический внешний вид).

Соответствует ли Матрица Мифу?

Матрица точно следует описанным Джозефом Кэмпболлом чертежам мифа, за исключением нескольких отклонений. Я вижу эти отклонения как ошибки, места где авторы (Вачовски) поставили свое эго выше “души” истории, Тем не мение, кто то может сказать, что Вачовски просто сломали эти правила, почувствовав, что Кэмпбелл был неправ в этих местах, или они понимают Кэмпбелла лучше чем я. И я спешу добавить, что я не оскорбляю Матрицу – для меня это один из истинных мифов нового мира, что позволяет подвергнуть его критическому исследованию.

Миф, в котором герою предстоит спасти мир, всегда показывает, почему этот мир стоит спасать. Например, первые сто страниц Властелина Колец описывают Шир как пасторальную утопию. Для контраста, пре-Матричная жизнь Нео одинока и безрадостна. У него, похоже, нет друзей, родителей или любви стоящей упоминания. Он не делает ни какой жертвы покидая его ( как например Люк Скайуокер теряющий родных ему людей и продающий свой лэндспидер для финансирования своего путешествия), так сцена “пересечение границы Особого мира” лишена компонента жертвы/потери. Почему это важно? Английское слово БОГ восходит к санскритскому хуб или иму, что буквально значит “тот который прошел через жертву”. Мощь мифа состоит в том, насколько трудный и тяжелый выбор будет вынужден принять герой и количество потери/жертвы понесенной им в результате сделанного им выбора. Мифическая жертва это метафора для отказа от своего Эго в обмен на нечто большее, чем самость. Это метафора для взросления. [теперь я хочу добавить, что это писалось про первую часть Матрицы, и теперь прочитайте это в свете Перезагрузки и Революций]

Нео это фигура подобная Христу, но он никогда не подвергался искушению как Христос (Сатана предлагал Христу царствия Земные, если тот только откажется от своей верности). Сцена подобная “Искушению Христа” замещена сценой “Искушением Иуды” (Сайфер представляет Иуду) – соответствующей мифу, но не достаточно важной. Один из самых важнейших шагов в Путешествии Героя это искушение сойти с истинного пути облаченного в форму трудного выбора. Темная сторона не выглядит злой, она выглядит Выгодной: к примеру Люк должен был проиграть Дарту Вейдеру в конце “Империя наносит ответный удар”, потому что он сошел с Истинного Пути, отправившись спасать его друзей, зная что Йода верит, что это в итоге послужит Темной стороне. Начало пути к Темной Стороне это нежелание или отказ принять жертву, выбрав меньшее из двух зол. Это практически неизбежно, что в следующих сериях Нео будет серьезно искушаться. (возможно жизнью Тринити) Но в идеале каждая отдельная часть Мифа (первого фильма из трех) должна включать полную структуру мифа. [Это я опять хочу отметить, было написано значительно раньше, чем Матрица Перезагрузка и Революция вышла на экраны.]

Ну и наконец, моя самая большая претензия к Матрице, это логически излишняя и фальсифицирующая миф, сцена “мстительной фантазии” в лобби (хотя и очень приятная для глаз надо отметить). Каждый Эпический миф включает в себя сцену, которую можно описать как - “мстительная фантазия”, но она всегда направлена против врагов (Агентов в случае Матрицы), но не против невиновных людей, которые не понимают происходящего, хотя и могут с легкостью попасть под контроль врагов (солдаты и полицейские). Вачовские попали в киноиндустрию через комиксы о супергероях, которые автор Нил Гаимен описал как “мстительные фантазии бессильных”. К сожалению, я считаю, что Вачовские в Матрице зашли немного далеко в этих “мстительных фантазиях”, и если бы их не было тогда Матрица была бы безупречным Мифом. Возможно это и не столь важно, но Толкин верил, что миф необычно утонченная вещь и единственный фальшивый элемент, может полностью свести на нет моральный вес из которого он и черпает свою силу.

Нео анаграмма для избранного (One) на английском. Нео на греческом значит новый.

Last edited by Master Xelamok; 15-11-2003 at 23:40.
Master Xelamok is offline   [Ответить с цитированием]