Кину свои пять копеек..
Как я придумывал своих монстров? Медведка (на конкурсе и в рассказе), Птица счастья и её хозяин (на конкурсе), Шкидлый (на конкурс не прошёл) и та Тварь Из Озера, которая мимикрирует под умерших людей (в рассказе есть.. но в игру её встроить почти невозможно).
Просто надо долго думать о Зоне и о событиях, которые там происходили и, когда увидишь нечто интересное, оно к тому времени уже имеет внешний вид, какие-то повадки, назначение. Значит, пора брать его за хвост (образно говоря) и садиться за клавиатуру, описывать. Обычно к концу описания получается нечто, отдалённо похожее на оригинальный объект, но только лучше и детальней проработанное.
Вот так - без извратов и планирования. Само собой получается.