Джей См. Маркес, Борхес, Липскеров, Саша Соколов...
О будущем речи нет, будущее тоже часть настоящего
Ой, даже не знаю. Ну, наверное, не стоит смотреть на современных авторов с баррикадной близости, как смотрели в свое время большевики на Толстого (отвергая его за то, что он толстовец), на Чехова, ругая его за то, что у него не было революционного мировоззрения. Ведь мы любим Тютчева, не думая о том, что он монархистом был, или любим Эсхила, не думая, что он был рабовледельцем...Это я об эклектичном подходе, то есть об "отборе".
Начало 19 века - творческое преобразование европейской культуры (движение вглубь) в произведениях Пушкина, лермонтова. Начало 20 века - насыщение еще более глубинное - русский модерн, Станиславский, Блок. Затем революция - и культура движется вширь, поскольку - среди невежественного пролетариата и крестьянства. Наверное, сейчас мы на пути новой полосы распространения культуры вглубь: авангард. То есть массовая культура опирается на "наше наследие" прошлого, и авангард, демонстративно от него отталкиваясь, на самом деле тоже на него опирается, только на иные его традиции.
Вообще настоящее - оно всегда эклектично, то будущего ему не хватает, то прошлого слишком много.
|