Pult, про себя мы можем думать что угодно, но делая громкие заявления, надо уметь их доказать. Я лично то что ты наговорил, доказать/серьезно обосновать не могу. А ты?
Игры развиваются от аркад к симуляции. Но при этом у них остается задача сохранить высокую концентрацию завлекательности, которая толкает их обратно к аркаде. Поэтому каждый шаг на этом пути остается противоречивым.
Сталкер вводит в игру явную зависимость от ресурсов, но разработчики все еще не решаются создать реальный их дефицит (точнее у них самих не хватило ресурсов добавить и отбалансировать например файтинг, чтобы можно было обходиться минимумом патронов). В Сталкере появляется возможность наткнуться на труп НПС, который считал тебя другом, но это все еще делается походя, поверхностно. Игрок, пришедший из аркад и ради очередной аркады этого момента даже не замечает. А пришедший из РПГ и ради РПГ справедливо обвиняет Сталкер в неразвитости, неубедительности этой составляющей, и такие моменты оказываются для него не новым игровым опытом, а всего лишь поводом для раздражения.
Так что я бы не решился утверждать что в Сталкере прям глубокая философия. Но шагом в сторону глубины он по-моему является. Пока только техническим шагом - углубление содержания происходит разве что через наше воображение. Которое тем не менее уже получает в этой игре новые точки опоры, которых в традиционных шутерах не было (если не считать неоцененного Дума 3, который правда создавал эти точки чисто литературным путем, а не через игровые ситуации).