Джей
Что же такое масштаб?
Это объем. Но не самого произведения, а работ по его созданию.
Приведу простой пример с языком, раз уж зашла речь про "лингвистические достижения Толкиена". Какой объем работ нужно проделать, чтобы в романе использовать земной язык и земную письменность? Ответ: нулевой или близкий к этому, т.к. неграмотный человек роман просто не напишет.
А какой объем работ нужно проделать, чтобы разработать несколько искусственных языков с собственной системой письменности и речи, и даже (в некоторых случаях) с мнимой историчностью (искусственно созданные этапы развития языка)?
По-моему, во втором случае объем работ несравненно больше, и оцениваться такая работа будет тоже намного строже.
Или возьмем географию. Каков объем работ по "созданию" географии города в романе Москвы? Нулевой или близкий к этому, особенно если автор - москвич.
А каков объем работ по созданию географии вымышленного мира, опять же, с "мнимой историчностью"?
По-моему, вещи здесь просто несопоставимые.
И тут как раз вопрос возможностей автора.
Несравненно лучше создать свой мир, чем жить в чужом. ИМХО.
Я пытаюсь понять критерии разных сторон и выяснить, можно ли их согласовать.
Трудно. Впрочем, насчет грубого сравнения по объему тут итак все понятно - Роулинг больше ВК. Поэтому такое сравнение лишено смысла.
Это именно о значимости "создания мира"
То есть Вы считаете, что для фантастического произведения создание собственного мира не является значимым? Или, я бы даже сказал, определяющим?
|